The only nice thing


Pop/off/art, Москва. 2014
The only nice thing
В серии работ "The only nice things" Наташа Тарр изучает потребность человека в декорировании повседневного быта и лакировке окружающей его реальности, иронически размышляет над консюмеризмом современного общества, потерей человеком самостоятельности мышления и отношением "предмет роскоши – социальный статус".
Если взять в качестве примера стандартный интерьер среднестатистической семьи советского периода, то первое, что бросается в глаза, — обилие декоративных цветных ковров на стенах, полу, диванах, а также небольших ковриков на стульях и возле мебели. Такая эклектика может быть признаком довольно скудного материального достатка рабочего класса. Новизна вещей определяла красоту. Однако этот период закончился. Ушли и еще более тяжелые и нестабильные 1990-е. Прошли десятилетия. Результат — супермаркеты переполнены нескончаемыми запасами самых разных продуктов. «Средний класс» в России теперь может купить практически все, что угодно! Однако мы можем заметить, что гонка за товарами и гламуром не прекратилась, а, наоборот, гипертрофировалась! Это негласное правило конкуренции, измеряемое длиной диагонали плазмы или размером с автомобиль. На смену советским коврам пришли дорогие обои примерно той же расцветки… Более того, в дополнение к запасам вещей пришла мода на маленьких, но очень дорогих декоративных собачек. Таким образом, мы можем наблюдать своеобразное общество потребления, где недостаточно просто иметь вещь, но нужно или даже хочется иметь вещь лучше, чем у соседа. Идет конкуренция за статус. В результате в списке необходимого элитного персонала совершенно незаметно появилось животное – декоративная собачка.
У каждой из работ серии "The only nice things" есть свой ритм, продиктованный повторяющимися элементами орнамента – раппортами, в основе каждого из которых лежит силуэтное изображение черепа декоративной домашней собачки. Череп, как нечто мертвое и вещественное, отражает подмену понятий, которая происходит в современном обществе потребления, переход живого существа в статус вещи, игрушки, аксессуара, неживого объекта.
От автора: "В основе идеи этой серии лежат мои ежедневные наблюдения, которые складываются из повторения ситуаций и моделей поведения, этим продиктован прием с использованием раппортов (элементов орнамента). Цвет я исключила по причине его излишней декоративности, которая отвлекает внимание от концепции".
"The only nice things" - высказывание, безусловно, критическое, своеобразный срез менталитета современного человека, окруженного вещами и все чаще выражающего себя через акт покупки как таковой, но при этом не лишенное тонкой наблюдательности и чувства юмора, подразумевающее скорее побуждение к размышлению, нежели осуждение.

Марта Пакните